Terra Decorum: красивые вещи с историей

6 октября в Киеве пройдёт аукцион произведений декоративно-прикладного искусства. Его организаторы — владелица галереи «Античный город» Наталия Кислюк и семья коллекционеров Марковых.

Ваза с ручками в виде лебедей. Мануфактура А. Миклашевского. Сер. XIX в. Выс. 25 см. Эст. $ 4 500–5 000В феврале 2012г. один из лидеров мирового ан­тикварного рынка аукционный дом Christie’s опубли­ковал годовую статистику по основным направлени­ям продаж. Оказалось, что в течение 2011 г. рынок декоративно-прикладного искусства вырос на 16 %, тогда как продажи живописи и графики старых ма­стеров увеличились только на 10 %. Ещё более впе­чатляющей выглядит статистика экспорта предметов старинного декоративного искусства из Великобри­тании. Здесь прирост составил 31 %, причём только в Россию антикварного серебра, фарфора и мебели в 2011 г. было вывезено более чем на $ 60 млн.

Живой интерес к красивым и стильным вещам, к тому же овеянным ароматом ушедших эпох, ощу­щается и в Украине. По наблюдениям Евгения и Ан­тона Марковых, этот сегмент рынка меньше всего пострадал от кризисного снижения цен. Весной в Ки­еве прошли первые торги аукционного дома «Terra Decorum», специализирующегося исключительно на предметах прикладного искусства, 6 октября со­стоится его второй аукцион, где будут представлены работы украинских, русских, западноевропейских, китайских и японских мастеров.

Значительную часть нынешней коллекции «Terra Decorum» составляет керамика, в частности фарфор и фаянс ведущих украинских предприя­тий — Барановского и Городницкого заводов, Киево-Межигорской мануфактуры, завода Миклашевско­го. Как объяснил Александр Марков, украинский фарфор остаётся недооценённым, даже в сравнении с русским, хотя в последнее время им заинтересо­вались многие серьёзные коллекционеры внутри страны и за её пределами. Ситуация невысоких цен позволяет им приобретать за относительно скромные суммы редчайшие вещи музейного уровня.

На весенних торгах «Terra Decorum» ажиотаж среди коллекционеров вызвала фаянсовая тарелка с видами Киева, изготовленная на заводе Веджву­да. На этот раз собирателей предметов, связанных с историей города, наверняка, заинтересует тарелка Киево-Межигорской мануфактуры с изображением уланов, датируемая первой третью XIX в. Изделия ме­жигорских керамистов, отличавшиеся высочайшим качеством, поставлялись во все крупные города им­перии, включая Москву и Санкт-Петербург. Сейчас они украшают многие государственные и частные коллекции России и Украины. Так, например, блюдо со сходным батальным сюжетом можно видеть в со­брании Музея украинского народного декоративного искусства.

 С военной тематикой связан ещё один интерес­ный лот фарфорового стринга аукциона. Это ста­кан, выпущенный к столетию 48‑го Одесского пехотного полка на одном из предприятий Товари­щества М. С. Кузнецова. В дни празднования векового юбилея Бородинского сражения полку было присвое­но имя императора Александра I. От подобной памят­ной посуды стакан отличает более разработанная программа декора: здесь и герб Российской империи с вензелями Александра I и Николая II, и Георгиев­ский крест с именами всех самодержцев, правивших страной на протяжении 100 лет существования полка.

Оправданным выглядит включение в аукцион прикладного искусства и нескольких графических листов выдающегося украинского художника Ми­хаила Жука. Это эскизы росписей тарелок, выполнен­ные им в 1920–1930‑х гг. Керамикой мастер увлёкся ещё в 1900‑е, когда работал на фирме Ивана Левин­ского во Львове. В конце 1920 — начале 1930‑х гг. Жук преподаёт на керамическом факультете Одес­ского художественного института, его студенты про­ходят стажировку в Подмосковье, на заводах в Дулёво и Дмитрове. Туда же художник переезжает в 1937‑м, спасаясь от очередной волны репрессий против дея­телей украинской культуры. В столице к декоратив­ным находкам Жука, сочетавшим элементы модерна и традиционного украинского орнамента, отнеслись с пониманием, а самого мастера даже включили в со­став худсовета Главфарфора.

Большую историческую и художественную цен­ность представляет фарфоровая ваза, изготовленная в Японии в эпоху Мэйдзи. Уникальна тематика её ро­списи, подробно повествующей о всех этапах процес­са изготовления фарфора — от добычи глины до об­жига. По мнению экспертов, ваза была изготовлена по индивидуальному заказу для именитого клиента или в качестве подношения по какому‑то торже­ственному случаю. На это указывают и оригиналь­ность сюжета декора, и тонкость живописной мане­ры. Предметы такого качества — редкость не только на украинском, но и на международном рынке.

Одним из топ-лотов октябрьских торгов является деревянный настенный шкафчик, изготовленный абрамцевскими столярами и резчиками по проекту художницы Елены Поленовой в 1880‑х гг. Мастер­ские, созданные в подмосковной усадьбе Абрамцево на средства известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, являлись одним из важнейших центров возрождения художественной промышлен­ности России конца XIX в. Здесь работали выдаю­щиеся русские художники Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Василий Поленов, Константин Коровин. Абрамцевская мебель по эскизам Е. Поленовой в то время пользовалась большим спросом, её демон­стрировали на всемирной выставке 1900 г., о ней писал знаменитый лондонский журнал «Studio», занимавшийся популяризацией нового искусства и дизайна.

Судьба произведений прикладного искусства та­кова, что с течением времени они утрачивают своё утилитарное назначение и начинают выполнять чи­сто эстетические или репрезентативно-статусные функции. Например, в прошлом веке антикварные вещи нередко приспосабливались под спортивные призы. Так было и с трофеем для розыгрыша Кубка СССР по футболу, и с наградами для многих местных соревнований. В разделе художественного металла на аукционе будет представлен серебряный кубок работы немецких мастеров конца XIX — начала ХХ в., которым в 1946 г. наградили команду — победи­тельницу легкоатлетических соревнований школ города Киева. Интересно, что приз был учреждён редакцией главной пионерской газеты УССР «Зірка», о чём свидетельствует надпись на кубке. Эта вещь имеет не только художественную, но и большую исто­рическую ценность, которая с годами будет лишь возрастать.

В небольшом обзоре сложно рассказать обо всех лотах аукциона, однако можно с уверенностью гово­рить о том, что его устроители постарались охватить как можно более широкий спектр видов, техник, эпох прикладного искусства и при этом удовлетворить по­купателей с разными финансовыми возможностями.               

Ознакомиться с лотами аукциона «Terra Deco­rum» можно будет на выставке в галерее «Античный город» (ул. Ирининская, 5/24, вход с Михайловского переулка).

Журнал "Антиквар" №9(66) сентябрь 2012

 

Русский

Теги: