Место встречи —«Terra Decorum»

 

12 мая впервые в Украине состоится специализированный аукцион произведений декоративно-прикладного искусства «Terra Decorum». Его организаторами стали владелица «Antique City Gallery» Наталия Кислюк и семья коллекционеров Марковых, хорошо знакомых читателям «Антиквара» по ряду публикаций в нашем журнале

На Западе торги, посвящённые исключительно предметам прикладного искусства, уже давно вош­ли в практику. Ведущие аукционные дома проводят их едва ли не каждый день, а распродажи крупных частных собраний, таких, например, как Артура Са­клера, Ива Сен-Лорана или Александра Попова, осно­вавшего знаменитую парижской галерею «Popoff», становятся заметными событиями антикварного рынка, привлекающими целую армию коллекцио­неров, искусствоведов, журналистов. На отечествен­ных аукционах произведения прикладного искусства (порой очень высоко уровня) появляются достаточно часто, однако их доля составляет обычно не более 10 %, и уж совсем редко они фигурируют в качестве топ-лотов.

Сложившаяся ситуация, по мнению Наталии Кислюк, обусловлена тем, что, в отличие от живо­писи, эти предметы редко рассматриваются как объ­екты коллекционирования и инвестирования. «По­купая ту или иную вещь, большинство людей прежде всего думают, как она впишется в их интерьер, на­сколько удобна будет в пользовании. Гораздо меньше их волнует, кто её создал, является ли она редкостью. Учреждая специализированный аукцион, мы хотим повысить статус прикладного искусства, донести до потенциальных покупателей мысль о том, что кол­лекционирование фарфора, старинного серебра, стек­ла или бронзы не менее интересно и престижно, чем собирание картин и скульптуры».

«Мы надеемся, — продолжает Александр Мар­ков, — что „Terra Decorum“ поможет значительно расширить круг настоящих ценителей и коллекци­онеров декоративно-прикладного искусства. Ведь и к живописи 15 лет назад у нас зачастую относились как к предмету интерьера, а сегодня в Украине появи­лось немало серьёзных коллекционеров и коллекций, соперничающих с музейными. В прошлом году наши коллеги выделили в отдельный аукцион произведе­ния графики, и вот теперь настал черёд прикладного искусства. В целом этот процесс вполне соответствует традициям мирового антикварного рынка».

В нынешней нестабильной ситуации организация нового аукциона может показаться рискованной за­теей. Однако и медлить здесь нельзя: отечественный арт-рынок несмотря ни на что развивается, каждый аукционный дом пытается найти своё направление деятельности и утвердиться в нём. Для «Корнерса» это классика, для «Дуката» — альтернативное искус­ство, для «Золотого сечения» — сontemporary… Хочет занять свою нишу и «Terra Decorum».

В решении сосредоточиться на декоративно-прикладном искусстве определённую роль сыграло ещё и то обстоятельство, что именно этот сегмент рынка, по наблюдениям Антона и Евгения Марко­вых, практически не пострадал от кризиса. Здесь не только не было зафиксировано резкого снижения цен, — напротив, то и дело появлялись сообщения о сенсационно дорогих продажах.

Насколько часто будут проводиться торги «Terra Decorum», говорить пока рано. Ведь формирование качественной и разнообразной коллекции — дело очень непростое. Потребует времени и поиск в За­падной Европе и даже за океаном вещей, представ­ляющих особую ценность для украинской истории и культуры. Такие предметы по мере возможности организаторы будут представлять на каждых торгах, не исключая и первые. Вместе с тем, аукционная кол­лекция не может состоять из одних лишь шедевров и раритетов. Поэтому в неё вошло большое количе­ство красивых и вполне доступных по ценам вещей ХІХ — ХХ вв., способных стать выразительной дета­лью интерьера или пополнить уже существующую коллекцию. Эстимейт лотов колеблется от несколь­ких сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Всего на майские торги будет выставлено около 100 произведений искусства, самое раннее из которых датируется XVIII в.

К категории раритетов можно отнести англий­скую фаянсовую тарелку середины ХІХ в., изготов­ленную специально для российского рынка и снаб­жённую соответствующим экспортным клеймом. Её зеркало и борт украшают виды Киева; существовали также тарелки с видами Москвы и Петербурга, но они встречаются не так редко.

Ещё один топ-лот — фаянсовый кувшин, сделан­ный в Городнице в 1856 г. Именно тогда хорошо из­вестная фабрика фаянсовых изделий была выкуплена у прежних владельцев помещиком Вацлавом Рули­ковским, взявшимся модернизировать предприятие. Этот год во многих исследованиях определён как ру­бежный в истории мануфактуры, на которой, кроме фаянса, стали с тех пор выпускать и фарфоровую продукцию. На сегодняшний день известно лишь об 11 таких кувшинах. Все они хранятся в музейных собраниях Украины и Польши.

Оригинальная настольная лампа Луиса Комфор­та Тиффани (1848–1933) представляет коллекцион­ный интерес и в то же время может быть использо­вана по своему прямому назначению. На мировых аукционах подобные предметы ценятся очень высоко: эстимейты светильников великого американского дизайнера доходят до нескольких сотен тысяч долла­ров, а окончательная стоимость нередко превышает их в разы. Напомним, что крупнейшая в мире кол­лекция изделий Тиффани находится в музее Метро­политен в Нью-Йорке.

Выполненная в технике «суфле» необычайно эф­фектная ваза Эмиля Галле (1846–1904) относится к самому плодотворному периоду творчества худож­ника, когда он принимал непосредственное участие в изготовлении спроектированных им предметов.

Абсолютно уникальная вещь, достойная укра­сить любой музей, — деревянная скульптура «Сатир и нимфа» Федота Ефименко, талантливого масте­ра, жившего во второй половине ХІХ — начале ХХ в. Продолжая дело отца, он основал в своём родном селе близ Диканьки мастерскую по изготовлению резных иконостасов, скульптурных композиций, мебели и предметов быта. Рядом с ним трудились сын Прокоп и местные парубки, ставшие впослед­ствии известными резчиками. Для дворца князей Кочубеев в Санкт-Петербурге Федотом Ефименко были выполнены монументально-декоративные скульптурные композиции, а для их дворца в Ди­каньке — роскошные мебельные гарнитуры, ками­ны, шкафы, статуэтки, отличавшиеся разнообразием стилей и изяществом. Работы резчика неоднократно экспонировались на промышленных и художествен­ных выставках, в том числе всероссийских, а их ав­тор был удостоен серебряных и бронзовых медалей, похвальных листов и денежных вознаграждений. Ф. Ефименко получил также известность как созда­тель скульптурных портретов. Им, в частности, был выполнен бюст императора Александра ІІІ. Заметим, что ещё при жизни мастера его изделия ценились очень высоко. Так, в отчёте члена Полтавского сель­скохозяйственного товарищества С. Велецкого о гу­бернской выставке 1893 г. сообщается, что за дамский туалетный столик работы Федота Ефименко была назначена цена в 1 200 рублей, за шкафы для гости­ной — 200. Деньги по тем временам огромные даже для столицы, не говоря уж о провинции.

Все лоты «Terra Decorum» можно будет увидеть на предаукционной выставке, которая откроется за неделю до торгов в «Antique City Gallery» по адре­су ул. Ирининская, 5/24 (вход со стороны Михай­ловского переулка). Сам аукцион пройдёт там же 12 мая.

Подготовила Тамара Васильева

Журнал АНТИКВАР № 4 (62) апрель 2012

Русский

Теги: